2015/09/29

Поднебесные Зубья: Магический курумник.

О, скрежещущие зубы Земли, куда это приведёт - лишь к некой 
милой золотой вечности и докажет, что все мы были не правы,
докажет, что и само доказательство - пшик...

Джек Керуак, "Бродяги Дхармы"


Впервые книга Керуака попала мне в руки лет десять назад… Вообще-то, это не была в полном смысле слова «книга». Она была распечатана на отдельных листах на работе мамой моего хорошего друга. Что это было за время! Время поиска: литературы, музыки, более широкого взгляда на мир и свое место в этом мире. И хотя найти последнее в этом списке сложнее всего, было ощущение, что в запасе у нас всё время мира. 
Прошло десять лет. Десять лет. С трудом укладывается в голове. Каким то неведомым импульсом меня увлекает в книжный магазин, я даже не знаю зачем. На глаза мне попадается старина  Керуак, и я понимаю, что сейчас мне нужно перечитать «Бродяг Дхармы». Немного рефлексии, знаешь ли. Эдакая машина времени, сквозь призму ощущений от книги взглянуть на себя прежнего, и спросить: ты все ещё ищешь? Или не заметил, как все оказалось под слоем пыли повседневности? Ооо, такие вопросы – верный признак того, что пора собираться в путешествие, хотя бы небольшое. В поход. Маленький шаг на встречу лучшему себе.
На границе Кемеровской области и республики Хакассия расположен хребет Тигер Тыш, что переводится с тюркского как "Поднебесные Зубья". Это достаточно популярное место для пешего туризма, но до не давнего времени ни я, ни мои товарищи  Александр и Егор  ни разу там не были. И вот в середине августа мы собрались в пятидневный поход.
По традиции накануне отбытия выспаться не представляется возможным, как ни старайся. Подъем в четыре утра, в пять – мы уже на вокзале и на двух электричках Новокузнецк–Междуреченск–Лужба отправляемся на встречу приключениям! По прибытии на ст. Лужба нас ждет лодочная переправа через Томь, после чего в плане была заброска на 10км на «автобусе» (грузовике УРАЛ). Но природа внесла свои коррективы: сутки напролет лил дождь, вода в реках поднялась, тропы превратились в ручьи и болота, автобус отменили, и мы пошли пешком.
Первый день мы просто шли. Серьёзно. Поход – это сплошная ходьба. По грязи, глине, воде. Дождик моросит иногда. Идешь и идешь. Ловишь ритм тропы и она несет тебя вперед. Все как Керуак писал. И мысли текут, как облака по небу, сами собой.


Первая ночевка – на Куприяновской поляне, это приют, один из нескольких, расположенных в ключевых местах туристических маршрутов. От приюта по незнанию ожидали больше если честно. На деле – это большой дом без мебели и баня. Беседка, костровище. Никакого электричества. Да и действительно, как сюда солярку для дизельгенератора доставлять? Никак. Ставим палатку, готовим королевский ужин… и всё, силы кончились. Партия в шахматы вязнет в желании уснуть, к книгам даже притрагиваться никто не захотел.
Утро второго дня обволакивает туманом, густым, влажным и многообещающим: погода будет налаживаться. Завтракаем, пакуемся, выходим. Звучит коротко, а по факту – провозились часа два. Все настоящие туристы уже давно на тропе.  Но мы не унываем, вперёд, никаких рассуждений! И снова идём, идём, идём – вдоль реки Малый Казыр до ручья Высокогорного, поднимаемся по нему сколько хватает сил и в сумерках ставим палатку. Вечер проводим незамысловато: ужин, костер, чаёк – и спать. Завтра будет длинный день. Очень длинный.


На третий день мы решили сделать радиалку на Большой Зуб. Завтракаем, прибираем все в палатку, и взяв с собой только фотоаппарат, воду, сухофрукты и туалетную бумагу, отправляемся в путь.  




Погода чудесная, без тяжелых рюкзаков за спиной шагается легко и задорно. Мы поднимаемся все выше и выше, нам встречается разлив ручья, похожий на небольшое озеро. Купание в холодной горное воде – гарантированный заряд бодрости. Мы немного сбиваемся с курса и идем не по той тропе, она ведет нас в цирк Запсиба. Больша̀я часть пути проходит через курумник – нагромождения камней, по которым мы скакали как горные козлики. Чтобы не сбиться с верного направления на нем сложены аккуратный кучки из небольших камней, Керуак называл их «утками», у нас же они именуются «туриками». Поднимаемся на хребет, когда день уже порядочно перевалил за половину, и по хребту движемся к пику ХВИ. К тому времени мы осознаем, что надо было брать с собой больше воды, литра два на человека.



 Переход с ХВИ на Большой Зуб обладатель категории сложности 1Б. Это вроде не особо сложно. Ходится там без снаряжения, но осторожно… Как это, мы так и не поняли. На высоте 2000м  этот переход выглядел опасным и оооочень сложным. К такому мы оказались не готовы и  отправились назад тем же путем. Вода кончалась. По пути нам иногда встречались лужи, притаившиеся в углублениях камней. Дождь был недавно, лужи чистые, можно пить. Через десять минут после дегустации лужи (она была вкуснейшая кстати) Александра выворачивает на изнанку, он становится водопадом, но с лужей это не связано, скорее переутомление. Александр не раскисает, более того, заявляет что даже прибодрился немного. Мы продолжаем спуск, а день тем временем катится к закату. По камням скачется уже не так весело. Вдруг я слышу грохот за спиной, вскрик и вижу как Егор с ловкостью Мухамеда Али порхает по камням, спасаясь от катящегося за ним валуна. Камень остановился раньше, чем Егор, споткнувшись, упал. Переводим дух... И идем дальше. Сумерки застают нас на курумнике, сил всё меньше, видимость всё хуже и мы движемся медленно, разглядывая «утки», чтобы не сбиться с направления. В определенный момент становится ясно, что тропу мы потеряли и просто продираемся сквозь лес, перемежаемый курумником. Стемнело. Ручей шумит далеко внизу, мы забрались слишком высоко от тропы. Решаем спускаться вниз по достаточно крутому уклону сквозь лес в полной темноте. Тот факт, что это не лучшая идея, я осознаю, когда начинаю бесконтрольно скатываться вниз и задерживаюсь лишь оседлав черемуху. Под ногами ничего не нащупывается, а слабы фонарик в телефоне не позволяет определить, как далеко падать пришлось бы, если не черемуха-спасительница. Очевидно, что в темноте мы быстрее покалечимся, чем найдем дорогу. Мы решаем ночевать в лесу.  Тут начинается бенефис Егора как выживальщика. Он услышал журчание воды среди камней и умудрился раскопать ручеек чтобы набрать воды. Затем находим поросший мхом большой плоский камень - единственное ровное место на склоне,  и на нем мастерим трехспальное ложе при помощи веток всех рядом растущих деревьев и папоротника. Из минимального набора вещей, которые мы взяли с собой, самой нужной оказывается... туалетная бумага! Ноги у нас влажные и моментально замерзнут. "Обмотаем их туалетной бумагой" - предлагает Егор. Это идея на десять по пяти бальной шкале. Так и поступаем и, положив под бок хобу (пенка, сидушка, поджопник), укладываемся на наш камень. Сверху заваливаемся папоротником и пытаемся вздремнуть.  Сложно передать словами как прошли эти несколько часов до рассвета... Но замерзли мы далеко не так сильно, как боялись.
Третий день похода медленно перетекал в четвертый. Как только начало светать, мы не стали разлеживаться. Вернулись немного назад и пошли вниз, где слышался ручей. Увидев тропу, обрадовались, как потерпевшие кораблекрушение – спасательному катеру. Оказалось, что мы забрались не так уж и высоко, но упорно продирались в темноте вперед и прошли достаточно далеко: до лагеря оставалось идти минут двадцать. Придя в лагерь, мы первым делом приготовили ужин на завтрак, наелись и решили спать до обеда, но не тут то было. Через полтора часа поднявшееся солнце так нагрело палатку, что находиться в ней не представлялось возможным. Ну что ж - пакуемся, выходим. Двигаемся как сонные мухи со скоростью в два раза ниже, чем обычно. Останавливаемся на обед на тенистой поляне и единогласно решаем после обеда поспать. После чего пошлось немного веселее, но не быстрее. Вечер встречаем ритуальными танцами у костра: радуемся, что магический курумник нас отпустил.


Пятый день - дорога домой. Рюкзаки уже не кажутся такими тяжелыми, на стертые ноги внимания обращаешь меньше и идёшь себе припеваючи.  Этот день оказался рекордсменом по преодоленному расстоянию – около 26 километров. До переправы не дошли совсем немного, оставляем всё на завтра: ходьбу, лодки, электрички  –  и останавливаемся в приюте «Михаил Найдов» с надеждой на баню. Гости соседнего приюта сказали : «Хозяина нет, так что топите баню сами, дрова на улице, приедет  –  разберетесь». На улице оказалась сырая лиственница, которой ни растопить баню, ни разжечь костер как следует не выходило, как ни старались. А еще на улице была незамысловатая мебель из досок, положенных на чурки… Догадываетесь, к чему я?  Меняем сухие «мебельные» чурки на сырые и колем их,  только щепки летят. Печь неописуемая (ну или у нас руки совсем уж не оттуда растут), в итоге мылись в чуть теплой бане. Мочалки не взяли, я использовал все тот же папоротник, мылится отлично. Вечер в компании с крепким чаем у костра под звездной крышей. Вот это  – да, вот это – красота.
Утром вставать не слишком рано и мы особо не торопимся. Развешиваем вещи проветриться и подсушиться, а сами устраиваемся в тенечке с книжками. Конец августа, небо кристально ясное, солнце припекает, но на березах уже виднеются первые мазки желтой краски самого талантливого художника – природы. На ум приходят слова Брэдбери: лето, прощай! «И до свиданья, Поднебесные Зубья»  добавляю я про себя.
  



3 комментария:

  1. Вова, классный отчет получился! А что за фотоаппарат? Фотографии отличные!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо!) Фотоаппарат Nikon D5200. Таскать зеркалку в походе - удовольствие , конечно, сомнительное, но фото/видео и впрямь неплохие получаются.

      Удалить
  2. Кстати, я тоже оценила моющие свойства папоротника! )) Раз решила попробовать им посуду отмыть, и потом только папоротником и пользовалась )

    ОтветитьУдалить