2016/12/16

Туюк-Су: Хроника одной смены

А по-моему, нам надо взять правее, - тревожно сказал Пятачок. А ты что думаешь, Пух?
Пух посмотрел на свои передние лапки. Он знал, что одна из них была правая; знал он, кроме того, что если он решит, какая из них правая, то остальная будет левая. Но он никак не мог вспомнить, с чего надо начинать.
- Ну… - сказал он нерешительно.

Алан А. Милн, «Винни-Пух и все, все, все»

Жизнь наша наполнена различными измами: буддизм, альпинизм, мазохизм. Примеры эти не случайны. Если до нас верно дошли слова Сидхаратхи, то жизнь – страдание, причиной которого являются наши желания, тяга к удовольствию. В этом свете совершенно не понятно, в когда получаешь удовольствие от лазанья по горам, причем стараясь повышать трудность пути. Это ближе к издевательству над своим организмом. Однако, в какой-то момент загорается лампочка «удовольствие получено» [ну или как там в организме всё устроено], выделяется эндорфин и вырабатывается условный рефлекс. Но когда именно это происходит? На этот раз за ответом мы отправились в альплагерь Туюк-Су.

Поезд Новокузнецк-Бишкек ритмично покачиваясь несет нас в Алматы. Поезд сносный, а учитывая, что это начало путешествия – и вовсе замечательный. Воскресным утром мы прибываем на вокзал и отправляемся прогуляться по городу, найти «Зеленый базар» и выполнить сверхзадачу – купить тюбетейку. Миссия завершается удачно и вечером нас забирают на машине в альплагерь. Дорога через весь город ведёт в Малоалматинское ущелье, проносится мимо Медео и приводит нас в Туюк-Су, где с советских времен горит огонь альпинистских традиций. Первое что немного напрягло, нас никто не встречает, не приветствует. Приходится самим расспрашивать куда заселяться, что да как. Забегая вперед, хочу сказать, что это единственный момент за всю смену, который можно назвать неприятным, и то с натяжкой.

Официально смена начинается в понедельник 22 августа. После завтрака мы под предводительством Аполлинарии идём на акклиматизацию – до гляциологической станции Т1 на высоте 3400м. Идётся тяжело, плетусь в хвосте и каждой клеткой ощущаю, как кислорода хочется. Вечером, когда собрались все участники смены, директор альплагеря Артём Скопин проводит перекличку, знакомит всех с инструкторами и делает ликбез о правилах, заведенных в Туюк-Су: так, например, если будешь мусорить на территории, тебя заставят чистить толчки.

Всех участников разбивают на отделения. В основном на смену заехали ребята без опыта восхождений и новичковых группы было штуки три, мы со своим минимальным опытом и претензией на III разряд попадаем в отделение всё к той же Аполлинарии Орендовской. Ещё во время акклиматизации она показалась мне не разговорчивой и суровой. «Ну она же альпинист, инструктор, так что всё закономерно». Эта мысль закрепляется на следующий день, когда наши первые занятия на скалах проходят в дождь. «Вы думаете, единственная моя цель – замучить вас. Но в горах погоду не выбирают и люди, попадая первый раз в тяжелые условия, часто впадают в ступор. Так что сейчас я провешу перила…» От холодного дождя и пронизывающего ветра у меня стучат зубы, пока я жду свой очереди на веревку. Наверху просто не могу вспомнить, как встегнуть веревку в спусковую восьмерку… Вернувшись в лагерь, выясняем, что все остальные группы на занятия пойдут после обеда, а непогоду пересидели в домике. Молодцы. Мы же после обеда вяжем узлы. При этом я чувствую, как сдаю обороты и собираюсь заболеть. Выдавшиеся свободные полчасика я лежу в постели, смотрю в потолок и думаю: «Вот же фигня какая, простыть вначале сборов, ещё и дежурство…» Да, точно, дежурство. Каждый день два-три человека назначаются в помощь шеф-повару дабы таскать воду, накрывать на стол, мыть посуду после сорока человек… Я почти сдаюсь и собираюсь идти просить кого-нибудь подменить меня, хотя сам вызвался отдежурить в первый день. Но потом решаю подобрать сопли показать организму, что не время расклеиваться, и иду за водой. Потом ещё раз и ещё. После ужина как будто становиться полегче. Мытье посуды в холодной воде окончательно приводит меня в чувство: некогда болеть. Таблетка аспирина перед сном, и утром я – огурцом.
Новый день, новые занятия на скалах – точки страховки, станции, перила, жумаринг, дюльферинг… Солнышко припекает, но редкая улыбка Полины греет сильнее. Хотя меня хвалить не за что – я всё это делаю первый раз и таланта врождённого не обнаруживаю.
А завтра нас ждёт первое восхождения – 1Б на пик Йошкар-Ола. Вечером Полина рисует нам схему маршрута в символах. Я думал, она их сама придумала – ан нет. Оказывается, есть стандарт UIAA, который регламентирует всё на свете, хоть как-то относящееся к альпинизму. И вот на утро мы с картой выдвигаемся в путь. На подходе к Альпинграду нас встречает Солнце, наконец заглянувшее в ущелье. В лагере еще утренняя прохлада заставляет первых проснувшихся зябко ежиться по пути в туалет, а мы уже щуримся с улыбкой на встречу горному Солнцу. В целом подход под маршрут занимает часа четыре, если не больше. Сам маршрут – наверное час, и на фоне усталости от подхода, пролетает моментально. Впереди будет много ходьбы, так как почти все маршруты от лагеря не близко… Ходьба!

Вечером – разбор, где я сознаюсь, что вижу символы UIAA первый раз в жизни, а схема маршрута моим мозгом никак не сопоставляется с реальными рельефом… «Учи» – коротко подытоживает Полина.
Перечитывая, что я сейчас написал, сдаётся впечатление, что я жалуюсь и ною, мне ничего не нравится. Это не так. Мне просто даётся всё происходящее с трудом. И в этом есть особое удовольствие. Учиться чему-то новому, захватывающему, пронизанному духом приключений и романтики – это бесценно, и не может быть легко и просто. Писать радужные рассказы сидя дома – очень легко. Я пишу, что чувствовал.
Дальше потекла череда дней, максимально наполненных занятиями в лагере и на скалах, а также, разумеется, восхождениями. Всего за смену мы сходили четыре маршрута с категориями трудности 1Б, 2А и 2 Б. Описывать их не стану, т.к. в дополнение к рассказу есть достаточно подробный фильм, повествующий о каждом восхождении и не только. Скажу только , что альплагерь Туюк-Су – это место, где созданы все условия для системного изучения искусства горных восхождений. Именно так. Здесь не надо заботиться о еде и перекусе: утром перед восхождением ты встанешь и нужно будет лишь разогреть кашу и забрать перекус из холодильника, заботливо приготовленные Шефом с вечера. Вернувшись  в лагерь, сможешь принять теплый душ или сходить в баню. В общем, практически курортные условия. Да, в домике тесновато; да, в душ и баню бывают очереди; да, есть дежурства. Но это и не альпсанаторий, это – альплагерь, где есть самое главное: возможность учиться ходить в горы у людей, которые умеют это делать хорошо и хотят своими знаниями делиться.

Общий итог проведенной смены – закрытый третий спортивный разряд. Это если говорить о формальностях. В целом же я прочувствовал совсем другой подход к альпинизму, нежели видел ранее. А ещё я так устал… Устал, устал, устал. Троекратно. Словно раб на древнегреческой галере или на стройке египетских пирамид. Но отличие есть: рабов принудили выкладываться ради чужой цели, мой же выбор… действительно, что влечет меня в горы? Я так и не понял. Да это и не имеет значения.
Ну и на десерт – благодарности:
Спасибо директору альплагеря Артёму Скопину за суровый юмор в сочетании с невозмутимым выражением лица.
Спасибо шеф-повару Елене за энергетическое обеспечение наших успехов в горах.
Спасибо нашему инструктору Аполлинарии Орендовской за науку восхождений под соусом из мудрости, терпения и обаяния.
Спасибо всем членам коллектива альплагеря и участникам за ту атмосферу, что мы вместе создали во время первой осенней смены 2016г.

Ура!

1. Полина (инструктор) жумарит без схватывающего, на дейзике??!! Немного (!!!) неправильная метода обучения!) Сама, в двойке на 5б - сколько хочешь ходи так, а с "улиточками"-только как правильно!!!)

1. Во первых схват нужен там где он действительно необходим,во вторых на УЧЕБНЫХ ВОСХОЖДЕНИЯХ инструктор следит за тем чтобы участники выполняли всё правильно и так как положено, так как их учит инструктор,а не так как им удобно. Это к тому что кто-то пролюбил(свой схват).Очень часто инструктор отдаёт часть своего снаряжения в процессе восхождения по той простой причине ,что люди которых он ведёт могут просто напросто чтонебуть забыть так как у них минимальный опыт или его нет вообще(они вить только учаться). А ТЕБЕ для начала, нужно научица разбираться в снаряжении,а уж потом пытаца судить о том, что правильно,а что не правильно делает инструктор. Тебе ВСЁ ЯСНО или ты что-то не дапонял?

2. Полина запрещает использовать дейзи-чейн, хотя сама использует для вместо усов петлю из дайнимы.

1. Ренат,буть по внимательнее когда что-то пишеш:)