2016/05/23

Алтай: Золотые горы

О ветер со склона Фудзи!
Принес бы на веере в город тебя,
Как драгоценный подарок.

Мацуо Басё.


Доподлинно не известно, бывал ли Басё Сан на Алтае, но мне сдаётся, что нет. В противном случае этот стих был бы вовсе не о Фудзияме.


В мифологии различных народов горы занимали особое место: обожествлялись сами по себе, считались обителью богов и духов. С тех пор человечество сильно изменилось. А горы – нет. Величественные и безразличные ко всему, что приходит, они продолжают овладевать мыслями людей и влекут всё новых и новых адептов. Вот и я поддался этому зову и не смогу объяснить почему. Восхождение на гору – это клубок эмоций и ощущений: и дух захватывает от красоты и недостатка кислорода, и чувство, что организм работает на пределе, и полное непонимание, зачем это нужно (?!), и эйфория от мгновений, проведенных на вершине, и страх, и всеобъемлющая усталость вкупе с желанием поскорее уехать домой, отдохнуть, чтобы тут же, ещё не доехав, начать мечтать вернуться...  Что-то я разволновался.

Поездка на Алтай в мае стала традицией. Но в этот раз мы с моими всегдашними товарищами поехали порознь, так как намерения наши различались. Впервые за рулем своего автомобиля я взял курс на Актру. Компанию мне составили ГаляЛёша, ехавшие на альпсборы. В пятницу 29го апреля мы выехали из Новокузнецка и к вечеру перевалили за Чике-Таман. Совсем от традиций отступать я не могу, поэтому ночевать мы встали на Кордоне. Погода менялась как женское настроение: то приветливая и по-весеннему ласковая, то слёзы дождя, а то и вовсе – снега. С такой не соскучишься.




Наступление субботы не обязывало нас к спешке, так как второй экипаж, с которым мы должны были встретиться в селе Курай, только сегодня выехал из Новокузнецка. Поэтому мы выспались, не спеша позавтракали, собрались и поехали. По дороге нам встретился старенький мост через небольшую речку. Такие мосты – моя слабость. Останавливаемся, я объясняю ребятам правила игры в «Пустяки»… Тоже не знаете такую игру и хотите, чтобы я вам рассказал? А вот дудки! Читайте Винни-Пуха. Мы сыграли несколько раз и каждый успел выиграть, после чего мы продолжили путь к месту встречи. В назначенном селе мы воссоединились с Егором и Полиной, Ильей и Аней. К тому моменту я уже разведал где находиться дом Олега (больше о нём ничего не известно), который оставил у себя наши машины и организовал заброску в альплагерь Актру. Первый бросок – 32км на "Буханке" до перевалки, второй – на "Урале" – около 8км. В сумерках мы разглядели сквозь окна домики верхнего альплагея на фоне величественного Караташа. И конечно не укрылся от нашего взгляда тот факт, что мы приехали в зиму: кругом снег. По словам очевидцев, ещё два дня назад тут властвовала весна, как вдруг всё накрыло снегопадом. Выбираем и утаптываем площадку под палатку, готовим ужин и... Егор выясняет, что в связи с обильными снегопадами накануне, ситуация в районе лавиноопасная, и все восхождения – табу.

Утро встречает нас солнечной и тёплой погодой. Но, соблюдая завет ответственного за безопасность в альплагере, мы не идём на восхождение, а проводим занятия по хождению на кошках и самозадержанию на льду, крутим ледобуры и всякие такие альпинистские штуки делаем, знаете ли.





Новый день сулит отличную погоду. Поэтому несмотря ни на что, мы пакуемся и выходим на перевал на высоте ~3200м непосредственно у подножья Актру. Иначе говоря, за ходовой день мы набираем больше 1000м по высоте. Это тяжело. Больше мне сказать нечего.К моменту, когда мы поднялись на перевал и поставили палатку, мысль о том, что завтра нужно встать пораньше, чтобы успеть подняться на вершину пока не жарко и снег не превратился в кашу, повергает меня в некоторый ступор. Я испытываю колоссальные сомнения, что успею восполнить запас сил. Однако погода вносит свои коррективы: к вечеру всё вокруг окутывают облака, идёт снег. Проснувшись в 4 утра мы даже не сочли разумным выходить из палатки, чтобы оценить погоду: ветер порывами налетал на нашу палатку, заметая её всё новыми и новыми порциями снега.
Настала пора «сурового экспедиционного альпинизма»: весь день в палатке. Акклиматизация проходит на ура – едим и лежим. Ближе к вечеру ветер, разогнав облака, стихает – завтра будет отличная погода. Сжалившись над нами, Егор назначает подъем в 5:00, выход – в 7:00.
Не тут то было. Встали по плану, а вот вышли позже минут на 40, так как провозились со сборами. Не представляю, как бы я преодолел этот маршрут днём ранее. Даже с учётом акклиматизации и дня отдыха, шагалось мне тяжело. Набор высоты до 4000м  дался  с усилием, близким к предельному. Маршрут категории сложности 2Б преимущественно пролегал по участкам с достаточно большим уклоном (мне вообще казалось, мы вертикально в стену лезли). Выйдя на финальный участок, достаточно пологий, я понял, что меня качает, словно я поднялся из трюма, где изрядно набрался чистого рома,  на палубу корабля. Организм явно не понимает, что происходит и пытается приспособиться к окружающим условиям. Голова не то чтобы болит, нет... В Узбекистане меня учили выбирать спелый арбуз на звук: когда сжимаешь его руками, внутри должен слышаться «хрустальный треск». Вот такая голова, как спелый арбуз, сжатый чьими-то невидимыми руками. Вершина вспоминается, как во сне. Отдышались, перекусили, попили чаю и начали спускаться уже по другому маршруту (2А). На спуске нам пришлось преодолеть небольшой участок льда, двигаясь сугубо на передних зубьях кошек.
Кошка
Не идёт в лёд -
Собака.

Егор Сан


Далее спускаемся по кулуару с опасностью схода лавины. Надо выходить быстрее, говорит Егор. Быстрее... Движение в связке, когда ты последний и самый медленный – это класс. Как будто средневековье на дворе, а меня взяли в плен и, привязав к лошади, уводят в чужие края. Выйдя на перевал, я не выдерживаю и выстёгиваюсь из связки. Разумеется, с разрешения работорговца  руководителя группы.








В лагерь приходим сильно засветло. На повестке дня вопрос: готовы ли мы завтра совершить ещё одно восхождение? Если да, то нужно паковаться и спускаться ниже. А завтра вставать пораньше. Общим голосованием решаем, что сил на это нет, и остаёмся в лагере. 



Новый день сулит начало пути домой. Завтракаем, собираемся и спускаемся в альплагерь. По пути встречаем ребят, участвовавших в сборах. Днем ранее они сходили на Караташ (2А). Договариваемся с ГалейЛёшей, что спускаемся сегодня вместе пешком до перевалки, а завтра сбрасываемся в Курай. Пока ребята собираю свой лагерь  и утрамбовывают его в рюкзаки, мы располагаемся на берегу ручья, сушимя, обедаем, пьем чай и ловим лучики горного солнца.       Небо постепенно затягивает облаками, и мы выходим на дорогу, надеясь дойти до места назначения, пока не начался дождь. На перевалке мы останавливаемся на ночлег в небольшом аиле. Перед нами простирается панорама Северо-Чуйского хребта и, ещё не покинув эти места, я уже начинаю по ним тосковать. После ужина усталость манит в объятия Морфея, но не все стразу поддаются этому зову. И даже плановое выключение дизель генератора не сбивает нас с настроя.  Хочется ещё немного посидеть за чашкой чая, поболтать о том о сём при свете газовой лампы.




А утро удивило нас зимним пейзажем. За ночь всё вокруг засыпало снегом, горный массив таинственно укрылся облаками. После завтрака за нами на своей  "Буханке" приехал всё тот же Олег и отвез в Курай, где за разумные деньги вернул наши машины. Дальше дорога лежала домой за два дня. В первый мы проведали гейзерное озеро в Менах – оно в порядке и по-прежнему загадочно-прекрасно, а так же по дороге посмотрели петроглифы – на любителя, конечно. Обедали в Чуй Оозы, там весьма вкусно. Ночевали в Усть-Семе на небольшой базе отдыха на берегу Катуни, где уютная баня  вернула нам ощущенье чистоты и свежести (ул. Зеленая, 28; если ехать в сторону Курая – то нужно проехать до второго моста и, не заезжая на него, свернуть налево). Ещё пол дня  – и мы дома.

Майская поездка на Алтай в этот раз отошла от традиций, но не стала менее интересной и вдохновляющей. Я понял, что Алтай – это горы. Буквально. От тюркского "алтын", что   переводится как "золотые горы".  И я по ним уже скучаю.


        

Спасибо старым друзьям за то, что открыли для меня Алтай.
Спасибо новым друзьям, что показали новые грани Алтая.
Спасибо тому, кто придумал термос.

Ура!



Комментариев нет:

Отправить комментарий