2016/03/19

Поднебесные Зубья: Альпиниада-2016

Достигнув вершины, продолжай восхождение.

Джек Керуак, "Бродяги Дхармы"

Вновь не могу не отметить, как наше окружение влияет на нас: еще недавно зимний поход на лыжах с огромным рюкзаком и ночевкой в палатке с печкой казался мне чем-то из ряда вон, романтикой, плохо вписывающейся в моё существование. А потом - раз - и взяты у друга лыжи, ботинки, ледоруб, страховочная беседка, карабины и жумар. Классическая бессонная ночь накануне выезда и электричка ни свет ни заря - верные спутницы поездки на Поднебесные Зубья. А ещё - десять таких же "ненормальных" людей, твердо уверенных в своем желании участвовать в Альпиниаде "Поднебесные Зубья 2016" .

За спиной 120 литров самых необходимых вещей: помимо личного снаряжения мне досталась печка. Закинуть рюкзак на спину без посторонней помощи - то еще развлечение. Старые горные лыжи Mladost с троссиковыми креплениями должны два дня нести меня навстречу приключениям. На ст. Лужба нас встречают арендованные снегоходы и забирают тяжелые рюкзаки, так что первый день мы идем с маленькими рюкзаками, в которых минимум вещей: пуховик, перекус, термос, фотоаппарат. Преодолеваем порядка 25км и встаем временным лагерем. Снег валит не переставая, лыжи с ботинками весят раза в три больше, чем беговые, к которым я привык, плюс усталость от недосыпа - в конце дня настроение неоднозначное. Большого восторга пока не наблюдается, но вешать нос нельзя.
На следующий день горы нам явно благоволят: небо проясняется, снегопад заканчивается, становится чуть холоднее. Нам предстоит подъем на перевал и дальнейший спуск к озеру Выпускников - теперь уже со всем нашим скарбом. Затолкать все вещи в один рюкзак так, как это получилось  дома, я не смог. В итоге к рюкзаку 120л сзади навесился еще 35л малютка. Провозился и выхожу последним, естественно. Описывать ощущения этого дня не буду. Мне просто было тяжело. Я всю дорогу не понимал зачем вообще мне это нужно. Пока не дошло, что именно в таких ситуациях и развивается выносливость. К месту базового лагеря, у озера Выпускников я дошел... угадайте, каким? Правильно: последним, уставшим и голодным. В лагере уже стояли палатки, пилились дрова и кипятилась вода для чая и ужина (или обеда?). Но не смотря ни на что, я чувствовал удовлетворение от проделанного пути.
Следующий день ознаменовался торжественным открытием Альпиниады, теоретическими и практическими занятиями, а так же обустройством лагеря. Благодаря опыту некоторых участников зимний лагерь стал для нас всех уютным домом на следующие несколько дней.

И вот настал долгожданный день первого восхождения к вершине горы Большой Зуб по маршруту категории сложности 1Б. Подъем не слишком ранний, плотный завтрак и подход под маршрут на лыжах. Дальше на кошках, связавшись на всякий случай веревкой и вооружившись ледорубами мы начинаем восхождение "как настоящие альпинисты". Местами по снегу, местами - по фирну, а кое где по камням - мы приближаемся к заветной цели. Поначалу думал, что ледоруб будем носить для антуража, но не тут-то было. Иногда он очень даже к месту был. Всё по-настоящему, никаких "как". На вершину поднимаемся двумя связками. Следом нас догоняют спасатели, вышедшие из лагеря значительно позже. Остается только позавидовать их выносливости... За ними на вершину забирается группа из Беларуси - ещё  человек десять. На вершине становится людно, как в центре города, поэтому мы спускаемся чуть ниже и, укрывшись от ветра, устраиваем перекус. Отдохнув начинаем спуск тем же путём, что и поднимались. И тут я снова вспоминаю старину Керуака, так как понимаю, что спускаться ничуть ни легче, а иной раз даже сложнее, чем подниматься. Вернувшись в лагерь начинаем готовить ужин. Я иду рубить дрова, и одновременно   с ударом топора, раскалывающего полено, меня пронзает мысль: прошло всего четыре дня с момента как как я покинул городской уют, а жизнь в лесу у подножья гор захлестнула меня на столько, что та, оставшаяся в городе  суета, кажется сном. А вот здесь всё по-настоящему. Не успеваю толком поделиться ни с кем этой мыслью, так как пора ужинать. Тут уж не до философии.

Новый день приносит нам приятные хлопоты, так как часть группы остается в лагере. Нужно навести порядок в палатке, научиться транспортировать людей в сознании и без, а так же отрепетировать поздравление наших чудесных девушек. Да-да, настал тот самый день: восьмое марта. Музыкальных инструментов нет, музыкальных навыков, можно сказать, тоже не густо. Есть энтузиазм, большие пластиковые сани в роли барабана, кружка с гречкой в роли шейкера, свисток и нестройные голоса, исполняющие оду женщинам, чье присутствие украшает всё вокруг. Праздничный ужин включил даже торт из подручных ингредиентов. Праздничное настроение сформировано. И тут к нам приходят спасатели! Как в рекламе: "но всё меняется, когда приходят они". Ещё и с гитарой! Набиваемся в палатку, поём и празднуем. "Вот где начинается настоящий альпинизм: в палатке".

Новый день и новый маршрут: траверс Средний Зуб - ХВИ категории сложности 1Б. Сначала провожаем более опытных товарищей на маршрут 2Б, за тем собираемся сами. Подъем на Средний Зуб преимущественно по фирну. Сам траверс - по мягкому снегу. Погода стоит ясная, на подъёме ветер в лицо метет снежную крошку - аж дух захватывает. Спускаемся в лагерь вместе с заходящим солнцем. Уже вернулись наши товарищи. Отважным горовосходителям - физкульт ура! Костер дымит, вода кипит.  Прекрасный ужин в хорошей компании и песни в палатке. Спать в этот вечер легли поздно, несмотря на накопившуюся усталость: думаю, не хотели ложиться потому, что следующее утро предвещало завершение альпсборов. Но от этого никуда не деться. "...Вот и закончилось всё, возвращаться пора".

Пакуемся, выходим. И снова перевал. Но, к счастью спасатели и тут пришли на помощь: увезли на снегоходе все групповое снаряжение. Плюс продуктов поубавилось. Так что я наконец-то смог уместить все вещи в один рюкзак. Так шлось гораздо веселее. А скатываться с перевала на лыжах - вообще красота! Мы лихо докатились до приюта "Глухариный", где было принято решение остаться переночевать да в бане помыться... Не вдаваясь в подробности, скажу, что с баней вышло не все так гладко, как представлялось. Помыться удалось только самым настойчивым и терпеливым. Не буду здесь писать негативный отзыв о работе приютчиков вышеупомянутого "Бухариного". Кто знает, тот всё и так поймёт. Главное -  в любой ситуации сохранять позитивный настрой.
Утро нового дня не слишком нас торопило. До ж/д станции нужно было пройти всего 8км, что мы и сделали после добротного завтрака. Время коротали в кафе, с радостью и легкой грустью ждали электричку, которая увезет нас вдаль от горного солнца.

Мой первый опыт в альпинизме получился очень позитивным. Альпиниада была хорошо организована, собралась компания людей с одинаковым настроем, что позволило звучать всем в унисон. Погода всё время стояла замечательная. Спасатели, а не милиция/полиция, вот кто нас действительно бережёт, причем от всего: опасностей, скуки и лишних тяжестей. Я научился не только основам навыков горных восхождений, но и многим сопутствующим вещам. Например, суп готовить. И сморкаться на ходу (об этом я вообще с детства мечтал). Да много ещё чему. За это всё - спасибо!.