2015/07/08

Май+Алтай=Свобода.

Весна две тысячи пятнадцатого года задерживалась и зима прикрывала её всеми снегами, что остались в запасе. Последние выходные марта выдались снежными, солнечными и морозными - сезон беговых лыж был закрыт на мажорном ладу.
И вот весна пришла под руку с апрелем, птицы уверенно защебетали жизнеутверждающие мелодии, а ветер странствий каждым своим дуновением напоминал: майские праздники не за горами, Алтай ждёт, определяйтесь с маршрутом, составляйте план путешествия и список продуктов, скорей, скорей!   
Апрель подходил к концу, ветер крепчал и не давал спокойно заниматься повседневными делами. Он стучался в окно на работе: "Чего сидишь, собираться надо!", врывался ночью в окно спальни: "Осталось несколько дней, всё ли готово?!". Из коридора откликались новые трекинговые кроссовки: "Наше первое путешествие!" - "Как бы только не подскользнуться на мокрых камнях!" - "И не промокнуть!". В углу возвышался, словно тотем, старый, опытный рюкзак, устав от этого гомона, он начинал ворчать: "Да успокойтесь. Выспаться надо, а там видно будет!". Но ветер не унимался, и выспаться накануне дороги так и не удалось...

В 5 утра Mitsubishi Pajero Sport 2004gy экспрессом отправился из Новокузнецка до перевала Чике-Таман. Время в дороге пролетело с песнями, шутками и прибаутками. Сразу за перевалом на берегу реки Большой Ильгумень, а точнее - в месте впадения её в Катунь, расположилось место первой ночёвки - Кордон. Место хорошее за одним исключением: домики не отапливаются. Тут сразу стало ясно, что санкции пошли на пользу внутреннему туризму: если в прошлые годы на майские праздники были заняты один-два домика, то в этот раз мы заехали в последний свободный аил, плюс на берегу Катуни на территории базы стояло с дюжину палаток. Для  меня отдых на природе плохо вяжется с обилием людей. Благо наш аил особняком возвышался на небольшом холме, что позволило чувствовать себя достаточно уединённо. Кроме того, это была лишь промежуточная ночевка.


Утром 2 мая мы поприветствовали Солнце, которое радостно протянуло нам навстречу свои ласковые лучи, позавтракали и отправились в дальнейший путь. Следующая точка маршрута - перевал Кату-Ярык - была достигнута к вечеру, остановились в ближайшей к спуску с перевала базе отдыха. И вновь - всё занято, обилие палаток, пестревших вдоль Чулышмана. Надо отдать должное публике, соседствовавшей нам что на Кордоне, что на Чулышмане - ночная тишина не разрывалась от пьяных воплей, рева квадроциклов и прочих непотребств (опыт такой по прошлым поездкам имеется); в этот раз всё было спокойно и позитивно.


На следующий день нам предстояла пешая прогулка до Большого Чульчинского водопада, более известного как Учар. Для этого мы проехали ниже по течению Чулышмана до следующей базы отдыха, где нас на лодке переправили на другой берег. Дальше наш путь лежал по козьей тропе по ущелью, в котором течет Чульча. Протяженность тропы около 8 километров. Сложной её назвать нельзя, обилие туристов на тропе яркое тому подтверждение: "Здороваемся чаще, чем на Кирова*" - заметила Татьяна (*ул. Кирова - центральная улица в г. Новокузнецке) Туда-обратно - 16 километров - мы прошли за 5 часов, ещё час провели у самого водопада. Не ради самохвальства, а лишь за тем, чтобы нарисовать более полную картину, замечу, что у многих на это уходит больше времени, 8-9 часов . На середине обратного пути нам встретилась довольно большая группа с проводником, которая двигалась в два раза медленнее. Некоторые просто боялись высоты и шли, обдумывая каждый свой шаг. Со стороны, сперва, это показалось забавным, но неподдельный страх в глазах ребят не позволил над ними подшутить, хотя очень хотелось. Несколько человек в итоге просто развернулись и пошли с нами назад. Тропа действительно не позволяет расслабиться и разинув рот любоваться окрестными склонами, щедро раскрашенными лиловыми мазками маральника (рододендрона Ледебура, да здравствует научная терминология), а в паре мест всё сжималось так, что иголку не засунешь. Но в любом случае, оно того стоит.











Следующий день после прогулки на Учар - особенный: всё тело приятно потягивало, организм благодарил за такую тренировку и наслаждался заслуженным отдыхом. Ближе к полудню мы совершили короткую прогулку до небольшого водопада, коих в долине Чулышмана великое множество. Вечером ядреная баня и вода в реке с противоположным знаком ядрёности сняли оставшееся после вчерашнего напряжение.


Проснулись как новенькие. Здравствуй, Солнце! Сегодня согласно плана мы должны были не спеша добраться до следующей промежуточной стоянки - базы отдыха "Мёны", что находится чуть за селом Акташ. Мёны примечательны гейзерным голубым озером, тропинка к нему ведет через болотистый сказочный лес, а само озеро всегда разное: рисунок на дне меняется в зависимости от активности этих самых гейзеров.







Снова утро. Завтракаем, пакуемся, выезжаем. До этого момента мы посещали уже знакомые места, и вот ветер странствий взволнованно наполнил наши паруса в предвкушении новых горизонтов: мы ехали в Джазатор. С казахского название поселения переводится, как "летняя стоянка". Именно с летовки казахских кочевников между реками Ак-Алаха и Джаазтор  в конце XIX в. началась история поселения, где на сегодняшний день проживает около 1800 человек. С лёгкой руки советской власти село обрело название "Беляши", вывеска соответствующая имеется. Но название как-то не прижилось.
Ехали до Кош-Агача хорошо, дальше - не очень, ещё 140 км по весьма посредственной дороге, по пути - погранзастава: въезжаем в приграничную зону. Места крайне живописные. Ещё лежит снег и озера подо льдом. В районе Джазатора две базы: одна немного не доезжая села, другая - тремя километрами после. Чтобы там остановиться, а так же по поводу конных маршрутов, экскурсий и т.д. нужно связаться с Альбертом Каменовым. В селе его все знают. Мы остановились на второй базе, где Бара впадает в Аргут. Всего четыре домика, все соседи уехали на следующий день и мы остались на базе одни.





Приехали мы, следует сказать, рано: в мае реки грязноваты для рыбалки, и хотя Бара на удивление чистая, рыбы мы все равно не поймали; коней ещё "не наловили" после зимы. Нам удалось проехать в сторону Аргута (село), подняться на Верблюжий перевал, откуда открылся прекрасный вид на степь Самаха. До Карагемского прорыва мы не доехали совсем немного, для неподготовленного автомобиля задача оказалась сложной. Не упустили возможности искупаться в ледяных водах Бары, сливающейся с Аргутом. Сначала после бани, а на следующий день - без бани, памятуя о зимнем купании.




Погода стояла ясная, с редкими нахмуриваниями. Природа вокруг была неряшливо-прекрасна в своём пробуждении от зимнего сна и прикоснуться к этому было бесценно... Но главным откровением стало празднование Дня Победы в Джазаторе. На фронт в 1941г ушло более ста человек - все, кто мог воевать. Ушли пешком до Кош-Агача, потом до Акташа, и только оттуда поехали эшелоны. Вернулось чуть более сорока человек. Все, у кого в семье есть фронтовик (а это практически каждый дом), скинулись на организацию празднования 70-летия Победы. Устроили концерт, соревнования по борьбе и скачки (на последние мы не остались, так как пора было возвращаться домой). Весь этот праздник, небольшой и скромный, в сравнении с масштабными парадами, произвел сильное впечатление: настоящий, искренний, полный светлой памяти о людях, совершивших настоящий подвиг. 
Возвращались мы той же дорогой, с ночевками в Мёнах и Элекмонаре, чтобы не слишком устать. Впечатления остались как всегда приятные: природа Алтая умиротворяет, но заставляет задуматься: зачем жить в городе? На Алтае всё какое-то... настоящее. После таких поездок хочется всё бросить и уехать куда-нибудь выращивать подсолнухи, разводить страусов или строить Ашрам. Ну это так, варианты. А потом тебя снова подхватывает и увлекает привычное течение событий, ты снова инженер, руководитель отдела кредитования или специалист по персоналу...  И только ветер странствий по-прежнему твой лучший друг, напоминающий, что долго на одном месте сидеть не стоит.
        


             



Комментариев нет:

Отправить комментарий